Классификация моторных масел по API

Классификация
По классификации API моторные масла подразделяются на две категории: “S” (Service) и “С” (Соmmercial). К первой от­носятся масла для 4-тактных бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, пикапов; ко второй – масла для дизелей автотранспорта, промышленных и сельскохозяйственных тракторов, дорожно-строительной техники. Универ­сальные масла, которые могут использоваться для смазывания бензиновых и дизельных двигателей, имеют обозначения обеих категорий.
Категории масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей
Масла категории S (service) предназначены для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и грузо­вых автомобилей малой грузоподъемности.
Категория API SJ:
Утверждена 06.11.1995, лицензии стали выдаваться с 15.10.1996. Масла данной категории предназначены для всех ис­пользуемых в настоящее время бензиновых двигателей и полностью заменяют масла всех существовавших ранее катего­рий в более старых моделях двигателей. Максимальный уровень эксплуатационных свойств. Возможность сертификации по категории энергосбережения API SJ/EC.
Категория API SL:
Новая спецификация API SL для бензиновых двигателей является лицензионной категорией с 1 июля 2001г.
Появление этой категории обеспечило улучшение качества по нескольким ключевым параметрам по сравнению со специ­фикацией API SJ: более низкий уровень токсичности выхлопов, защита систем контроля и нейтрализации выхлопов, более совершенная защита от высокотемпературных отложений, более совершенная защита от износа.
Категория API SM:
Введена в 2004 г. Моторные масла категории API SM предназначены для бензиновых двигателей и по сравнению с продуктами класса SL обладают повышенной стойкостью к окислению, лучшей защитой от отложений и износа, оптими­зированными низкотемпературными свойствами, увеличенным интервалом замены и сохраняют стабильность вышепере­численных характеристик на протяжении более длительного срока эксплуатации. Масла этой категории преимущественно соответствуют последней спецификации ILSAC и являются энергосберегающими (Energy Conserving). Категория SM реко­мендуется для всех автомобильных двигателей используемых в настоящее время. Поэтому если инструкция производи­теля предписывает использование масла, соответствующего по API категории SJ или SL, то использование масла катего­рии SM будет полностью удовлетворять предъявляемым требованиям и дополнительно уменьшит потребление топлива.
Категория API SN:
Введена в октябре 2010 года для автомобилей 2011 года выпуска и старше. Моторное масло этой категории обеспечивает лучшую защиту от высокотемпературных отложений на поршнях, снижение низкотемпературных отложений (смол) и расширенную совместимость с уплотнительными деталями. Категория API SN Resource Conserving с ресурсосберегающими свойствами сочетает характеристики API SN с улучшенной топливной экономичностью, защитой деталей турбонагнетателя, совместимостью с системой снижения токсичности отработавших газов, а также дополнительную защиту двигателя при использовании топлива, содержащего этанол, вплоть до марки E85. Таким образом, эта категория может быть приравнена к ILSAC GF-5.
Категории масел для дизельных двигателей коммерческих автомобилей
Данные категории обозначаются буквой С (commercial).
Категория API CF:
Введена в 1994 году. Масла предназначены для внедорожной техники, для двигателей с распределенным впрыском, вклю­чая двигатели работающие на топливе с содержанием серы более 0,5% от массы. Масла данной категории эффективно подавляют образование нагара на поршнях и коррозию медных сплавов подшипников.
Заменяет масла категории API CD в более старых двигателях.
Категория API CF-2:
Введена в 1994 году. Масла предназначены для высоконагруженных двухтактных дизельных двигателей. Эффективно подавляют износ цилиндров и залегание (закоксование) поршневых колец.
Заменяет масла категории API CD-II в более старых моделях.
Категория API CF-4:
Введена в 1990 году. Масла предназначены для высокоскоростных мощных четырехтактных дизельных двигателей с турбонаддувом и без него, устанавливаемых на мощных магистральных тягачах. Отвечают всем требованиям качества категории API CE и, кроме того, обладают меньшим расходом на угар и меньшей склонностью к нагарообразованию на поршнях. Отвечают повышенным требованиям по токсичности отработанных газов. Заменяет масла категории API CE в более старых двигателях.
Категория API CG-4:
Представлена в 1995 году. Масла предназначены для высоконагруженных, высокоскоростных, четырехтактных дизельных двигателей грузовых автомобилей магистрального типа использующих топливо с содержанием серы менее 0,05% от массы и немагистрального типа (содержание серы может достигать 0,5% от массы). Эффективно подавляют образование высокотемпературного нагара на поршнях, износ, пенообразование, окисление, образование сажи (эти свойства необхо­димы для двигателей новых магистральных тягачей и автобусов).
Категория API CH-4:
Представлена 1 декабря 1998 года. Масла данной категории предназначены для высокоскоростных, четырехтактных дви­гателей выполняющих требования жестких стандартов 1998 года по токсичности отработанных газов. Отвечают высо­чайшим требованиям не только американских, но и европейских производителей дизельных двигателей. Специально сформулированы для применения в двигателях, использующих топливо с содержанием серы до 0,5% от массы. Масла удовлетворяют повышенным требованиям по уменьшению износа клапанов и уменьшению образования нагара.
Заменяют масла категорий API CD, API CE, API CF-4 и API CG-4.
Категория API СI-4:
Разработана для двигателей с системой рециркуляции отработанных газов, обеспечивающих лучшую защиту и для обыч­ных дизельных двигателей без EGR (система рециркуляции выхлопных газов), полностью заменяя масла ранних спе­цификаций – API CH-4, CG-4, CF-4. Введение этой категории вызвано ужесточенными требованиями к экологическим характеристикам моторов.
Категория API СJ-4:
Разработана для тяжелонагруженных двигателей, лицензированная с октября 2006. Отвечает ключевым требованиям по нормам выбросов NOx (оксида азота) и твердых частиц для двигателей с 2007 года выпуска. На масла CJ-4 вводятся лимиты по некоторым показателям: зольность меньше чем 1,0 %, сера 0,4%, фосфор 0,12%.
Категории масел для мотоциклетных и лодочных двигателей
Категория API TA: для двухтактных двигателей мопедов, газонокосилок и соответствующих машин.
Категория API TB: для двигателей мотоциклов малой мощности и моторных лодок. Уровни API TA и API TB не одинаковы и не взаимозаменяемы.
Категория API TC: моторные масла, предназначенные для высоконагруженных двигателей с высокими требованиями к качеству масла, рабочим объемом 50-200 см3 и большим соотношением топливо/масло. Применяется в мотоциклах, сне­гоходах и др. (кроме моторных лодок).
Категория API TD: моторные масла, предназначенные для подвесных двигателей моторных лодок, с водяным охлажде­нием. Соответствуют требованиям качества NMMA TC-W.
Категория NMMA TC-W 3: моторные масла для двухтактных подвесных лодочных двигателей с водяным охлаждением.
Категория JASO FB: для 2-тактных двигателей мотоциклов и др. машин (мин. требования применения в Японии).
Категория JASO FС: для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, бездымное моторное масло (основное масло для применения в Японии).
Категория JASO FD: для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, бездымное моторное масло с улучшенны­ми характеристиками по чистоте двигателя в сравнении с FC (наивысшие требования к 2-тактным маслам в Японии).

Категория JASO MA1: для четырехтактных двигателей мотоциклов. Отличается от MB большим коэффициентом трения.
Категория JASO MB1: для четырехтактных двигателей мотоциклов. Отличается малым коэффициентом трения.
Категории для трансмиссионных масел
Категория GL-1: Минеральные масла без присадок или с антиокислительными и противопенными присадками без про­тивозадирных компонентов для применения, среди прочего, в коробках передач с ручным управлением с низкими удель­ными давлениями и скоростями скольжения. цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках.
Категория GL-2: Червячные передачи, работающие в условиях GL-1 при низких скоростях и нагрузках, но с более высо­кими требованиями к антифрикционным свойствам. Могут содержать антифрикционный компонент.
Категория GL-3: Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для пере­возки грузов, пассажиров и для нетранспортных работ. Спирально-конические передачи, работающие в умеренно жестких условиях. Обычные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, работающие в умеренно жестких условиях по скоростям и нагрузкам. Обладают лучшими противоизносными свойствами, чем GL-2.
Категория GL-4: Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных пере­дачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для перевозки грузов и пассажиров и для нетранспортных работ. Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при больших крутящих моментах. Обязательно наличие высокоэффектив­ных противозадирных присадок.
Категория GL-5: Масла для гипоидных передач с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105 C/D. Эти масла предпо­чтительно применяются в передачах с гипоидными коническими зубатыми колесами и коническими колесами с круговыми зубьями для главной передачи в автомобилях и в карданных приводах мотоциклов и ступенчатых коробках передач мотоциклов. Специально для гипоидных передач с высоким смешением оси.Для самых тяжелых условий эксплуатации с ударной и знакопеременной нагрузкой. Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и ударных нагрузках на зубья шестерен. Должны иметь большое количество серофосфорсодержащей противозадирной присадки.
Категория GL-6: Гипоидные передачи с увеличенным смещением, работающие в условиях высоких скоростей, больших крутящих моментов и ударных нагрузок. Имеют большее количество серофосфорсодержащей противозадирной присадки, чем масла GL-5.
Категория МТ-1: Масла для высоконагруженных агрегатов. Предназначены для несинхронизированных механических коробок передач мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов). Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью.
Классификация базовых масел по API
Смазочные базовые масла, производимые с помощью современных технологий гидроочистки, обладают, как правило, лучшими эксплуатационными характеристиками по сравнению с маслами, произведенными по старым технологическим схемам. Это побудило Американский институт нефти (API) создать в 1993 г. классификацию базовых масел по составу (API Выпуск 1509).
Группа II – Современные стандартные базовые масла (не содержащие присадок)
Данные таблицы наглядно показывают, что базовые масла Группы II отличаются от базовых масел Группы I, поскольку они содержат значительно меньше примесей (менее 10% ароматических углеводородов, менее 0,03% серы). Они также имеют другой внешний вид. Масла Группы II, произведенные с использованием современной технологии гидроочистки, настолько чистые, что они выглядят почти бесцветными.
Группа III – Нестандартные базовые масла
Таблица показывает, что API определяет различие между базовыми маслами Групп II и III только в пересчете на коэффи­циент вязкости. Базовые масла со стандартным коэффициентом вязкости (от 80 до 119) относятся к Группе II, а базовые масла с нестандартным коэффициентом вязкости (120+) относятся к Группе III. Масла Группы III иногда также называют­ся нестандартными базовыми маслами (UCBO) или базовыми маслами с очень высоким коэффициентом вязкости (VHVI).
Группа IV – Традиционные «синтетические» базовые масла (PAO)

Группа Содержание серы, % вес.   Содержание насыщенных углеводородов Вязкость (VI)
I и/или <90 80-119  
II ≤0,03 и ≥90 80-119
III ≤0,03 и ≥90 ≥120
IV PAO (полиальфаолефины)
V Все остальные, не включенные в группы I-IV (нафтеновые базовые масла не PAO синтетические масла)
 
     

________________
    1. Для мотоциклетных двигателей 4Т применяются автомасла для бензиновых двигателей, но к ним предъявляются дополнительные требования относительно фрикционных свойств, так как в одном агрегате с двигателем мотоцикла имеется фрикционный механизм сцепления. Моторное масло должно обеспечить хорошее сцепление и не допустить проскальзывание. Для этой цели непригодны маловязкие и энергосберегающие масла, содержащие присадки – модификаторы трения, снижающие коэффициент трения, поэтому и были введены 2 класса JASO MA и MB.