Нельзя владеть и пользоваться автомобилем и не выполнять периодическую замену технических жидкостей. Причем если говорить о замене масла, то здесь все более-менее понятно и каждый производитель выдвигает понятные требования по этому поводу, то с веществами охлаждения двигателя не все так просто. В некоторых случаях выбор подходящего антифриза становится настоящим квестом, а продавцы нисколько не упрощают дело предлагая десятки производителей в десятках цветовых решениях на первый взгляд одного и того же средства.
Некоторые «особо умные» утверждают, что вообще-то разницы между ними нет и можно лить любой. Однако такой безусловно «полезный» совет сразу указывает на то, что слушать такого «специалиста» явно не стоит иначе можно получить кучу проблем с двигателем вплоть до необходимости капремонта или замены.

Отметим только то, что большинство авто, произведенных до 1998 года действительно неприхотливы и заливать в них можно любой качественный антифриз, зато современные машины крайне чувствительны к любым даже минимальным проблемам в работе любой из систем двигателя.

Поэтому важно выбрать не просто качественный антифриз, но и такой который будет подходить к модели конкретного автомобиля.

Антифриз в зимнее время

На цвет опираться нельзя! Несмотря на то, что у многих автолюбителей так повелось, что они останавливают свой выбор именно на цвете антифриза – это не правильный, не работающий подход, поскольку производители вольны красить свои средства хоть во все цвета радуги и это не будет значить ровным счетом ничего.

А что по цифрам? Правильный выбор «зимнего» антифриза всегда будет базироваться на определенных числовых параметрах, включая такие как:
– маркировка, которая указана в эксплуатационном руководстве вашего авто;
– параметры граничной температуры замерзания и данные по вязкости вещества (под конкретную модель авто их несложно найти в Сети или уточнить у дилера);
– класс антифриза;
Напоследок отметим, что оптимальным вариантом охлаждающей жидкости всегда считается тот, что предлагается производителем как оригинальный для вашей модели автомобиля.

Антифриз в заводской упаковке. Он всегда будет лучше тех, что маркированы как разливные с привлекательными, но бесполезными надписями «высококлассные» и «универсальные».

О классификации антифризов

Здесь сразу стоит оговорится, что классификация максимально актуальна для моделей авто Volkswagen, но со временем приобрела статус общепринятой. Итак, если в описании антифриза имеется указание на класс жидкости – G11, G12, G13, то можно понять, что это за средство. Например, маркировка G11 указывает на то, что продукт дешевый и имеет достаточно низкий порог промерзания, но в состав включено множество присадок, способных разрушить всю систему охлаждения.

Средства G12 обладают значительными преимуществами перед младшим собратом, например:

  • основа из этиленгликоля и возможность формирования защитной пленки от коррозии на элементах системы охлаждения мотора;
  • состав присадок, оказывающий положительное воздействие на силовой агрегат и препятствующих разрушению металла в системах двигателя;
  • способность удерживать единый параметр вязкости вплоть до наступления граничной температуры;
  • способность сохранять положительные свойства даже на высоких оборотах.

Средства, маркированные G13, считаются самыми качественными антифризами, способными предложить оптимальные условия работы двигателя за счет особых присадок. Единственным минусом таких антифризов считается цена, которая может в разы отличатся от более дешевых вариантов. Нередко такую маркировку имеют именно оригинальные технические охладительные жидкости от автопроизводителей.

Можно ли при замене антифриза просто долить жидкость?

Такой вопрос задают как автовладельцы-новички, так и уже опытные водители, перешедшие на современные модели авто. И правда зачем менять весь антифриз если в моторе и без осталось этого достаточно много качественной жидкости, но другой марки? Но просто долить купленное вещество к уже имеющемуся нельзя! Потому что присадки у разных производителей разные и очень часто они категорически не совместимы между собой. В результате такого эксперимента может выйти из строя вся система охлаждения.

Замену антифриза следует выполнять по следующему алгоритму:

  • Выполнить слив старого средства.
  • Оценить качество слитой жидкости. Если она слишком мутная, загрязненная, то выполнить промывку радиатора.
  • Выполнить заливку нового антифриза. Заливка должна производится при включенной на полную мощность печки.
  • Запустить двигатель и дождаться его полного прогревания.
  • Выполнить проверку уровня жидкости и, если нужно добавить нужное ее количество.

Если был приобретен концентрированный вариант антифриза, то в целом алгоритм будет тот же, но потребуется предварительно развести вещество дистиллированной водой в указанных производителем пропорциях.

О правильном охлаждении и особенностях антифризов

Охлаждающая жидкость или антифриз несмотря на название требуется в любое время года. Зато если средство было приобретено как говорится «из-под полы», то подделка вполне может замерзнуть зимой или буквально закипеть в летнюю жару. В обоих случаях последствия для двигателя будут крайне печальными, включая критическую необходимость капремонта или замены мотора. Поэтому выбирать нужно только качественную проверенную охлаждающую жидкость. Рассмотрим актуальные варианты и особенности средств.

Особенности работы антифриза

Для начала следует разобраться в том, что же именно собой представляет вещество под названием антифриз (от гр. ἀντι – против и англ. freeze – замерзать), т.е. незамерзайка или незамерзающий. В целом чтобы было понятнее антифриз является жидкостью обеспечивающей охлаждение мотора, благодаря циркуляции внутри системы и отведению лишнего тепла в салонную печку. Правильный антифриз выполняет функцию нормализации температурного режима в работающем двигателе.
Текучесть антифриза сохраняется даже при минусовых температурах и это является одной из причин почему не используется вода, которая тут же превратится в лед. Летом вода быстро закипает, тогда как антифриз в зависимости от состава вещества и концентрации не закипает даже при температурах свыше 1100С. А самым главным преимуществом антифриза перед прочими веществами для охлаждения является то, что его состав не способен вызывать коррозию металлических частей мотора.

О составе антифриза и тосола

Базой, формирующей антифриз как вещество, является этиленгликоль или двухатомный спирт. Однако при смешении этиленгликоля с водой все еще существует потребность в использовании дополнительных присадок для защиты металла от коррозии, причем состав у этих присадок может значительно отличатся от производителя к производителю.
Изначально основными антикоррозионными присадками или так называемыми ингибиторами коррозии были неорганические соли (фосфаты, силикаты, нитриты и нитраты). Антифризы в которых присутствуют неорганические ингибиторы в соответствии с заграничной градацией могут называть: Сonventional coolant, Traditional, Inorganic Acid Technology, Classic. Отечественная классификация именует такие антифризы силикатными или тосолами. И да, тот самый тосол – это антифриз, причем давно уже не самый современный. Поэтому нередко всплывающий вопрос: «Что лучше, антифриз или тосол» – как минимум не корректен, ведь он всего лишь классический силикатный вариант антифризного вещества.
Но в чем же Inorganic Acid Technology (IAT) так устарел как говорят специалисты? А в том, что в работающем двигателе вещество образует на металлических деталях мотора оксидную пленку, которая неплохо защищает от коррозии, но при этом это значительно снижает степень теплоотвода. Конечно для двигателей в автомобилях предыдущих поколений степень форсировки была достаточно низкой и это не было проблемой, а вот для современных вариантов, особенно тех что имеют алюминиевые головки и блоки цилиндров, такая пленочка всегда ведет к перегреву. Так что любимый многими автомобилистами тосол не так прекрасен, как хотелось бы. Для современных авто классические силикатные антифризы недопустимы как явление и точка!
Также нужно упомянуть и срок службы неорганических присадок – не дольше двух лет, а это довольно короткий промежуток времени в сравнении с другими вариантами, представленными на рынке.

Карбоксилатный антифриз

ОАТ (Organic Acid Technology) или органические антифризы – это вещества, которые не образуют оксидную пленку, а потому пользуются просто огромным спросом среди автолюбителей. В качестве ингибитора коррозии выступают органические соли карбоновых кислот, поэтому средства, встречаемые на полках магазинов, также могут называться карбоксилатными антифризами. По свойствам антифризы такого типа способны отлично отводить тепло, переносить высокие температурные нагрузки и эффективно работать даже в самых современных двигателях. Эксплуатационный срок веществ как правило не менее пяти лет. Маркируются ОАТ-антифризы аббревиатурой XLS (extended life coolant) или LLC (long life coolant).
Однако у органических средств, как и любых других есть свои недостатки, пусть и минимальные. Так соли «органики» способны чрезмерно смягчать прорезиненные шланги в системе охлаждения и формировать условия кавитации, т.е. локального кипячения жидкости (если вспомнить обычный чайник, то будет такой же характерный звук кипения). И несмотря на то, что в быту это естественное явление, для мотора кавитация представляет существенную опасность поскольку вырывает металлические частицы из крыльчатки помпы и блока цилиндров. Чтобы устранить негативное влияние процесса производители дополняют антифризы специальными блокирующими присадками.

Антифризы-гибриды + фактор влияния региона происхождения

НОАТ (Hybrid Organic Technology) – гибридные антифризы, которые как понятно из названия объединяют в себе технологии органических и неорганических солей. Такой подход позволяет эффективно противостоять кавитации, но сильно отличается в зависимости от того для какой части света антифриз произведен. Так, например, японские технологичные компании предпочитают использование присадок на основе фосфатов, европейские – базируются на силикатах.
Кстати это работает и в обратную сторону. Нередко автопроизводители ориентируются на особенности составов «местных» охладителей. Поэтому как минимум стоит обращать внимание на регион происхождения и самого авто и антифриза.
SOAT (Silicate Organic Acid Technology) или лобридные антифризы – это еще один вариант гибридных охлаждающих жидкостей, но с минимизированным включением неорганических присадок.
Мы перечислили только самые популярные варианты, но есть и совсем экзотика, например, антифризы от автоконцерна Volkswagen базирующийся на пропиленгликоле и глицерине.

Антифризы и их классификация

Существует достаточно прочно вошедшая в обиход классификация от все того же Volkswagen-а. Однако она актуальна исключительно для автомобилей этого автопроизводителя. Все другие производители авто указывают собственные допуски и классы антифризов допустимых для той или иной модели.

Маркировка антифриза по цветам и стоит ли их мешать?

Продавцы в магазинах автозапчастей часто спрашивают покупателей какой им нужен антифриз: «Вам красненький или зеленый?» И нередко покупатель теряется или спрашивает в ответ: «А что означает цвет у антифриза?» На самом деле ничего не значит. Самый распространенный карбоксилатный антифриз может быть, как в оранжевом, так и красном или зеленом исполнении и это не будет значить ровным счетом ничего, ведь к особенностям состава это не имеет привязки, только к желанию производителя выделится. Впрочем, тосол всегда синий, но это просто дань традиции. Поэтому если вы хотите залить новый антифриз, то какого он цвета не имеет значения. А вот когда требуется доливка, то лучше выбирать вещество одного производителя и одного цвета. Хотя теоретически можно и смешать два отличных колера, но в результате получится смесь непонятного бурого оттенка и тогда на диагностике могут возникнуть проблемы с пониманием того в каком состоянии находится мотор. А вот пробовать смешивать два антифриза разных производителей даже если они совпадают по цвету не стоит, поскольку в составе могут быть противоречащие друг другу присадки.
ВАЖНО! В ситуации, когда срочно требуется долить антифриз находясь в дороге, а купить средство идентичное уже залитому возможности нет, то лучше использовать дистиллированную воду.

Можно/нужно разбавлять антифриз водой?

Был период, когда концентрированные антифризы пользовались бешеной популярностью и их перед отправкой в радиатор следовало разбавить водой в указанной производителем пропорции, причем обычно, чем меньшее количество воды требовалось, тем большей морозостойкостью обладало вещество.
Сейчас подавляющее большинство антифризов уже готово к использованию и параметры их замерзания строго фиксировано составом с точным указанием температуры на этикетке (-40-500С).

Как выбрать подходящий антифриз?

Охлаждающих жидкостей на рынке огромное множество начиная варианты от известных брендов и заканчивая веществами китайских «no name» производителей. Несмотря на то что они практически все базируются на этиленгликоле, используемые в составе дополнительные присадки могут радикально отличатся. Поэтому ответ на вопрос: «Какой антифриз выбрать?» достаточно прост – тот, что рекомендует автопроизводитель. А вот экспериментировать с модными или популярными новинками не стоит. Это может повлечь множество не всегда очевидных проблем.

Антифриз в нашем каталоге

Выводы

В качестве итогов можно сказать только то, что только своевременное обслуживание автомобиля является залогом его беспроблемной и долгой эксплуатации. А правильная замена охлаждающей жидкости – это один из важнейших элементов этого обслуживания.
Сам процесс замены следует выполнять аккуратно и в максимальном соответствии с требованиями, выдвигаемыми производителем вашего авто. Ошибки или неразумный подход к замене антифриза может стать и непременно станет причиной поломок в системе охлаждения начиная от отказа автомобиля заводится и заканчивая необходимостью полной замены мотора.